Не редко разным специалистам в компании, в том числе, специалистам в области управления персоналом включают функцию по участию в закупках.
Какие нормы законодательства теперь необходимо учитывать тем, у кого есть такая функция?
Во-первых, согласно ст. 195.1. Трудового кодекса РФ с 1 июля 2016 года – квалификационные требования устанавливаются в профессиональном стандарте исходя из выполняемой трудовой функции. И новая ст. 195.3. Трудового кодекса РФ устанавливает порядок применения профессиональных стандартов в части квалификационных требований.
И, если функция по участию в закупках была включена в обязанности работника, необходимо учитывать, что вышли профессиональные стандарты, один из них — утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и второй — Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
Эти стандарты обязательны для применения в части квалификационных требований, такую позицию озвучило Министерство экономического развития в своем Письме Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2016 г. N Д28и-841 «О рассмотрении обращения».
Итак, возвращаясь к требованиям стандартов.
Разберем один из них – «Специалист в области закупок». Он описывает деятельность тех специалистов, основной целью профессиональной деятельности которых является контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
При этом, закупки в части государственных и муниципальных нужд попадают под требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Профессионализм заказчика определен статьей 9 этого закона как один из принципов контрактной системы. В соответствии с этим контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Если же рассматривать сам стандарт, то не только осуществление самих закупок, но даже обеспечение закупок требует наличия профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области закупок.
А в обеспечение закупок по стандарту вфключены такие функции как предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги, подготовка закупочной документации и обработка результатов закупки и заключение контракта. Поэтому даже если сотрудник выполняет хоть одну их этих функций, в том числе и не обязательно для государственных и муниципальных нужд, а в том числе и для корпоративных нужд, он должен иметь определенное образование в сфере закупок. Оно может быть им получено как в виде основного образования профессионального, так и в виде дополнительного – в виде программ профессиональной переподготовки.
Обратите внимание, что программу профессиональной переподготовки необходимо проходить в организации, имеющей образовательную лицензию, продолжительность программы должна быть не менее 250 часов и по итогам ее прохождения выдается диплом.
Поэтому, обратите внимание, когда работодатель включает в обязанности работника функцию по участию в закупках, в том числе для корпоративных нужд работника необходимо будет отправить для получения специального профессионального образования, если у него нет такого образования в качестве основного.
Источник: Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом,